Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Психолог
Психолог
Скрытый потенциал игрушек. Развиваем мелкую моторику руки

Ершова Анна Анатольевна
консультант - психолог центра "Семейная академия".
Запись на консультацию

Уважаемые читатели, сегодня мы хотим поговорить с вами о непростой проблеме выбора игрушек. Ведь, наверняка, приходя в магазин с детскими товарами, вы зачастую теряетесь в этом изобилии и затрудняетесь остановиться на чем-то одном. Поскольку сегодня современная индустрия предлагает большое количество игрушек для развития ребенка. Но наблюдается при этом одна интересная тенденция. В последнее время производители специализируются на выпуске игрушек с достаточно узким функционалом и направленностью, например, выпускают игрушки, предназначенные только для развития воображения, или логического мышления, формирования элементарных математических представлений. И нельзя сказать, что это плохо. Ведь с одной стороны, покупая такую игрушку, мы четко знаем, для чего она служит, какой потенциал развития в себе несет, и мы готовы платить за это деньги. Особенно, если это действительно качественный товар, изготовленный из природных материалов. "Но не ведет ли это к однобокости развития?"- задумываемся мы иногда, и спешим покупать новые игрушки с уже другой направленностью, заботясь о том, как бы вырастить действительно разностороннего, развитого человека. Но с другой стороны, родители со средним достатком могут задумываться: "А стоит ли тратить деньги на игрушку, к которой ребенок через пару месяцев потеряет интерес?" Ведь, не смотря на то, что каждая игрушка содержит в себе огромный потенциал для развития ребенка, в скором времени она становится неинтересной ребенку, он "вырастает" из нее, откладывает в сторонку и начинает просить новую игрушку. Поскольку первоначальные игровые действия с ней малышу уже давно знакомы и хорошо отработаны.

Так что же игрушка действительно может исчерпать себя и имеет ограниченный потенциал для развития ребенка?

Я, надеюсь, что моя статья поможет вам научиться замечать скрытые возможности развивающих игрушек и подскажет новые идеи их использования.

И здесь мы остановимся на рассмотрении игр для развития мелкой моторики руки ребенка, развития тактильной чувствительности, подвижности пальчиков, осязания. И нужно сразу отметить, что интерес к данной теме не случаен, ведь в последнее время в мире индустрии товаров для детей именно игрушки для сенсомоторного развития пользуются особой популярностью и успехом. Какие же это игрушки? А это всем известные пирамидки, кубики, каталки, рамки - вкладыши, а также конструкторы, шнуровки и паззлы.

Возьмем, например, шнуровки. Все ее детали имеют множество дырочек и, как правило, выполнены из приятных на ощупь материалов. Даже простые прикосновения к ним приносят удовольствие, что развивает тактильную чувствительность и осязание ребенка. Шнуровки, изготовленные из дерева, совершенно чудные вещи. Они являются, кроме того, хорошим подарком, надежные они могут долго прослужить вам, радуя не только ваших малышей процессом шнурования, но и даже ваших внуков.

Шнуровки, изготовленные из вспененного полимера, как альтернатива деревянным игрушкам, являются замечательным мягким конструктором. И стоят они намного дешевле. Их яркие, контрастные детали легко гнутся, но не ломаются. Созданные без иголки игрушки - шнуровки можно, кроме того, брать с собой купаться в ванну. Попросите малыша слегка намочить их и приложить к стенке, вот он удивится, когда увидит, что игрушка не падает, а приклеивается к стене.

Но если малыш уже вдоволь нашнуровался, предложите ему сконструировать что-нибудь необычное, поменяйте местами элементы шнуровки, комбинируя их самым разнообразным способом, создавайте оригинальные конструкции, это разовьет воображение ребенка.

Какие еще можно придумать развивающие игры со шнуровкой? Помня о том, что все детали шнуровки имеют четкий контур, их можно использовать для подготовки руки ребенка к письму. Попросите ребенка обвести каждую деталь шнуровки карандашом на плотном картоне, вырезать ножницами и сделать аппликацию, похожую на зашнурованную конструкцию. Или с помощью разноцветных шерстяных ниточек соединить созданную по аналогии со шнуровкой свою игрушку, это, несомненно, приведет в восторг малыша. Например, если у вас есть шнуровка "Мальчик", то ничего не стоит придумать ему картонного друга или подружку.

В любом случае, все игры со шнуровками придутся по душе вашему ребенку.

Конечно, когда покупаете игрушку, то ориентируйтесь не только на сегодняшний уровень развития ребенка, но и на зону его ближайшего развития. Не бойтесь предлагать ребенку, казалось бы, еще сложные игрушки. Это сейчас он еще, повертев игрушку, не знает, как с ней справиться, как поиграть. Но не торопитесь объяснять правила игры, тем самым вы даете ребенку возможность придумать свой способ взаимодействия с ней.

Предложите, например, ему крупные картонные паззлы. И посмотрите, что начнет делать ребенок. Красочная картинка, изображенная на паззлах, без сомнения, привлечет внимание ребенка, до нее захочется дотронутся, потрогать. Когда ребенок увидит, что картинка, оказывается, разбирается, он с удовольствием разберет и снова соберет мозаику. Развивая тем самым пространственное мышление, внимание, мелкую моторику руки. А может он наложит листочек и попробует перерисовать картинку, или начнет сочинять небольшую историю. Поддержите его, помогите на первых порах.

И, наконец, о давно знакомых всем кубиках. Это универсальные игрушки, которые одни из самых первых появляются в окружении малыша. Из них можно конструировать башенки, строить дома, возводить крепостные стены. Кубики используются в основном для развития пространственного мышления и мелкой моторики руки ребенка. Но некоторые кубики (например, хороший вариант - деревянные кубики "Герои сказок") выпускаются с нанесенными на грани изображениями, так что игра в просто кубики модернизируется в собирание картинки. А это уже развитие логического мышления, развитие внимания. И еще, если попросить малыша не просто собрать картинку с известным сказочным героем, а, например, сконструировать необычного фантастического героя, придумав его самостоятельно, ведь этот прием рождается сам собой, то это разовьет не только фантазию и воображение, но и комбинаторные способности ребенка.

Кубики, кроме того, можно использовать в качестве груза для перевозки в машине, и даже для формирования элементарных математических представлений. "Возьми два кубика, поставь один на другой, еще один поставь рядом с нижним кубиком", - вот пример простой развивающей игры с ребенком.

Еще кубики можно обклеивать цветной самоклеющейся бумагой, которая продается в книжных магазинах и в канцелярских товарах. Просто попросите ребенка обвести кубик на бумаге, написать на ней свое имя или нарисовать картинку, вырезать по контуру и приклеить на грани. Развиваются при этом навыки ручного труда, воображение и комбинаторные способности. Поэтому не торопитесь убирать кубики из поля зрения малыша, не прячьте далеко и другие игрушки, они еще могут принести малышу много минут радости и удовольствия.

Итак, на сегодня мы заканчиваем наш небольшой обзор игрушек для развития мелкой моторики руки, а в следующий раз, мы поговорим об игрушках для развития речи и формирования элементарных математических представлений.

И еще, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Возьмите детскую игрушку в руки и сами поиграйте с ней, попробуйте понять, что вы чувствуете при этом, присоединитесь к играм своего малыша. Поверьте, море новых ощущений вам гарантировано. И, кроме того, вы узнаете столько всего интересного, и некоторые особенности своего ребенка, которые вы, может, раньше не замечали.

Так что не прячьте далеко старые игрушки! А играйте с ними, фантазируйте!

Последние
вопросы
Вопрос N411
Сыну 1 год 4 месяца. последнее время он стал агрессивен во время прогулок на детской площадке, отбирает игрушки, бьет сверстников. Говорю,что так делать нельзя, но он, похоже, не понимает. Стала сразу уводить его домой после таких инциндентов. Как следует реагировать на его поведение и какие меры принять?
Вопрос N409
У нас такая проблема. Наша дочь - 2,7 не знает слово "нельзя". Лучше объяснить на примере. Она подходит и открывает холодильник просто так. Ей говоришь "закрой, нельзя открывать". Она будет держать дверцу открытой, пока не подойдешь и не уведешь ее. Стоит и смотрит - подойдешь или нет. А через некоторое время снова повторяется. На просьбы не делать что-то (отрывать листья у цветов, открывать холодильник, разбрасывать ложки по полу) не реагирует. Если пригрозить наказанием - падает на пол и кричит. В садике жалуются на "непослушание и невоспитанность". Я прекрасно понимаю, что мы делаем что-то не так, но вот что? Ребенок очень активный (на месте не сидит). Разговаривает плохо. Точнее словарный запас большой и слова повторяет очень охотно, но вот предложениями не говорит - максимум в 2-3 слова. Очень хотелось бы услышать ваш совет.
Вопрос N408
Дочке 2 г. Она очень стала капризной и всем грубит. Но в обществе она не такая ведёт себя прилично. А в детский сад не ходит.
Вопрос N407
Моей дочке 3года. Она стала жадничать. К названию каждой вещи, каждой игрушки добавляет "моя, моё", "не трогайте, не бери". Плачет, если что-то у неё берёшь, причем с её разрешения. Как реагировать?
Вопрос N387
Моей дочке 1,7, последнее время она очень бурно реагирует на запреты, кричит, падает на пол, может стукнуть. Я ее очень люблю, никогда не бью и ласково разговариваю. Чем может быть вызвана такая агрессия и как себя в подобной ситуации вести?


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100